Правильная организация питания предполагает поступление в организм необходимого числа продуктов определенного качественного состава. Этосостояние получило имя концепции сбалансированного питания. Онапредполагает для каждого периода развития ребенка собственнуювеличину потребности в главных пищевых веществах и энергии с учетом физиологических особенностей организма и метаболических процессов, присущих ребенку данного возраста. Для детей специфична сравнительновысокая необходимость во всех пищевых и биологических компонентах, что связано с сильным ростом, развитием и напряженностью обменных процессов, свойственных детскому организму. Сейчас определены величины потребности в главных пищевых веществах и энергии для 7 возрастных групп детей. Группу детей в возрасте 14-17 лет делят еще и по полу, так как этот период имеет свои физиологические особенности, определяющие различную необходимость в главных пищевых веществах. Дети в возрасте до 1 г. выделены в особую группу в связи с тем, что интенсивность метаболических процессов в течение I-го г. жизни с высокой скоростью изменяется и это ведет к различной потребности вглавных пищевых веществах в каждом квартале.
Суточная необходимость детей в энергии с возрастом изменяется. Главноечисло энергии человек получает из углеводов пищи. Дети I-х месяцев жизни покрывают свои энергозатраты за счет углеводов и жиров молока. По мере роста детей основным источником энергии становятся углеводы.
Белки служат пластическим материалом: входят в состав клеток, тканей, принимают активное участие в образовании ферментов, гормонов, антител, в кроветворении. При сгорании 1 г белка выделяется 4 ккал. Главное число белка организм получает с пищей, и только незначительный процент его синтезируется за счет жиров и углеводов. Белки в основном содержатся в молоке, мясе, твороге, яйцах, рыбе, крупах и хлебе. Ценность белка в первую очередь определяется составом входящих в него аминокислот: незаменимых и заменимых.
Незаменимые (эссенциальные) аминокислоты жизненно необходимы организму, впрочем в нем не образуются и поступают лишь с пищей. К незаменимым аминокислотам относятся триптофтан, валин, фенилаланин, изолейцин, лейцин, метионин, лизин, треонин и гистидин.
Заменимые аминокислоты могут синтезироваться в организме, они дополняют воздействие незаменимых и этим повышают их ценность. Незаменимые аминокислоты в основном содержатся в продуктах животного происхождения, в связи с чем в суточных рационах предусмотрено нетолько лишь общее число белка, но еще и доля белка животного происхождения, которая составляет 70-75 % для детей раннего возраста, 60- 65 % для детей дошкольного возраста и не меньше 50 % для школьников. Для ребенка раннего возраста весьма ценны белки молочных продуктов, так как они без труда перевариваются и ассимилируются в организме. С возрастом ребенка ассортимент продуктов, содержащих белки, постепенно расширяется.
Жиры в основном обеспечивают энергетические траты и принимают участие во массы жизненно важных функциях организма: входят в состав клеточных мембран, являются носителями жирорастворимых витаминов.Число калорий, образующееся за счет жиров, должно составлять 40-50 % от суточной калорийности рациона детей раннего возраста и 30 % от рациона школьников. При сгорании 1 г жира выделяется 9 ккал. При определении необходимого числа жира важно предусмотреть долю жиров растительного происхождения, с которыми поступают полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК): линолевая, линоленовая и ара-хидоновая. Они необходимы для нормального транспорта липидов, влияют на проницаемость сосудов, регулируют отложение холестерина, связаны с обменом жирорастворимых витаминов. В организме ПНЖК не синтезируются и поступают лишь с пищей.
Главным источником энергии являются углеводы. При сгорании 1 г углеводов освобождается 3,75 ккал. Углеводы являются обязательной составной частью всех клеток и тканей, участвуют в обмене веществ, способствуют нормальному окислению жиров и синтезу белков. Углеводы богаты клетчаткой, которая обеспечивает передвижение пищевых масс по кишечнику и этим способствует процессам пищеварения. Необходимость в углеводах превышает необходимость в белках и жирах в 4-5 раз. В рационе детей старше 1 г. соотношение белков, жиров и углеводов определяется как 1:1:4-4,5. Значительных различий в потребности детей I-го г. жизни в углеводах при естественном и искусственном вскармливании не отмечается. Число углеводов в течение первого г. жизни составляет 12-14 мг на 1 килограмм веса, что целиком удовлетворяет потребности организма. Весьма важно предусмотреть качественную характери-1 стику углеводов, входящих в состав рациона ребенка.) Известно, что всасывание и утилизация подобного углевода, как глюкоза (сахар), осуществляются сбольшой скоростью, всасывание ди- и полисахаридов случается медленнее, так как они нуждаются в предварительной переработке в желудочно-кишечном тракте. Для поддержания постоянного уровня глюкозы в кровивесьма важно предусмотреть правильные соотношения таких углеводов.
Обязательной составной частью рациона ребенка являются минеральные вещества. Они входят в состав клеток и тканей, нужны для адекватного роста и развития костной, мышечной, нервной и кроветворной тканей, идля правильной деятельности органов пищеварения, так как повышают желудочную секрецию и желчевыделение, влияют на усвоение пищевых веществ. Минеральные вещества входят в состав ферментов, гормонов,принимают участие в процессах обмена веществ, являются мощными стимуляторами или ингибиторами весьма крупного количества разныхферментных систем. Минеральные соединения держат на определенном уровне осмотическое давление крови, спинномозговой жидкости, лимфы, поддерживают постоянство Рн крови и клеток и, следовательно, регулируют кислотно-главное положение организма.
При недостаточном поступлении в организм тех или других минеральных веществ появляются тяжелые нарушения разных видов обмена. Для растущего детского организма в особенности важно снабжение такими минеральными средствами, как кальций, фосфор, железо, магний.
Вода принимает участие во всех обменных процессах благодаря растворению в ней массы химических веществ, производит транспорт к тканям и клеткам необходимых для их жизнедеятельности веществ и уносит из клеток продукты обмена. Вода вместе с растворимыми в ней минеральными в-вами обеспечивает постоянство внутренней среды организма. Для ребенка вреден как избыток воды, так и ее недостаток. При избыточном введении жидкости случается набухание клеток и тканей,растет нагрузка на сердечно-сосудистую систему, почки. С излишнимколичеством воды могут выводиться нужные минеральные вещества и витамины. При недостаточном поступлении воды развивается сгущение крови, может повышаться температура тела, нарушаются процессы пищеварения. Необходимость ребенка в воде зависит от возраста: чем младше ребенок, тем в большем числе жидкости он нуждается. Так, ребенку I-го полугодия жизни жидкости требуется 150-180 миллилитра, ребенку II-го полугодия — 100-130 миллилитра, в возрасте 1-3 лет — 100миллилитров, 3-7 лет — 80 миллилитров, а более старшим детям — 50миллилитров на 1 килограмм веса в сутки. Необходимость ребенка в воде в основном удовлетворяется за счет жидкости, входящей в состав пищи. При достаточном объеме жидкости в пище необходимость в дополнительном питье у ребенка грудного возраста невелика и составляет 50-70миллилитра в сутки. В жаркое время г. она может возрастать до 150-200миллилитра в сутки