Группа патологических состояний различной этиологии и патогенеза, объединяемых по доминирующему признаку — нарушениям в эмоционально-волевой сфере. Интеллект при психопатиях почти не изменен, по этой причине с известной долей упрощения психопатии возможно рассматривать как патологическое изменение характера.
Этиология и патогенез. В происхождении психопатий играют роль многие факторы: отягощенная наследственность, разные вредные воздействия (инфекции, отравлении, в частности алкогольная, и т. д.), действующие на организм на разных этапах внутриутробного развития и в I-е годы жизни ребенка, неблагоприятные условия воспитания и социальная обстановка. В зависимости от характера и степени тяжести причины заболевания, и времени ее воздействия на организм выделяют следующие типы аномалий развития нервной системы: задержанное (по типу психического инфантилизма); искаженное (диспропорциональное) развитие нервной системы (и целого организма в целом) и поврежденное («надломленное»). В происхождении I-го типа нельзя целиком исключить фактор отягощенной наследственности, однако основной причиной являются экзогенные воздействия. В происхождении II-го типа преимущественную роль играет патологическая наследственность — так называемые конституциональные психопатии. Основной причиной 3-го типа аномалии являются мозговые заболевания, перенесенные на ранних стадиях онтогенеза нервной системы. Механизмы образования и развития патологической личности под влиянием неблагоприятных общественных условий различны.
Закрепление патологических черт характера может оказаться обусловлено подражанием психопатическому поведению окружающих (закрепление реакций протеста, возмущения, негативистических форм реагирования) при поощрении ими неадекватного поведения ребенка или подростка. Немаловажное значение имеет недостаточное внимание к выработке этих нервных процессов, как, к примеру, торможение, на фоне несдерживаемого развития возбудимости ребенка. Установлено существование прямой зависимости м/у неправильным воспитанием и многими патологическими чертами характера. Так, патологическая возбудимость проще всего появляется при недостатке или полном отсутствии внимания к ребенку. Формированию тормозных психопатов более всего благоприятствует черствость или даже жестокость окружающих, когда ребенок не видит ласки, подвергается унижениям и оскорблениям (ребенок — «золушка»), и в условиях чрезмерного контроля за ребенком. Истерическая психопатия чаще всего формируется в обстановке постоянного обожания и восхищения, когда исполняются каждое желание ребенка, все его прихоти (ребенок — кумир семьи). Психопатическое развитие не во всех случаях кончается полным формированием психопатии. При благоприятных условиях создание патологического характера может ограничиться «психопатической стадией», когда патологические особенности еще не стойки и обратимы. При изменении среды могут целиком исчезнуть все психопатические особенности.
Клиническая картина. У детей нечасто встречаются клинически выраженные формы психопатий. Как правило речь ведется о психопатическом (патохарактерологическом, патологическом) личностном развитии. При отсутствии выраженных форм психопатии у детей могут быть определенные черты патологического реагирования.
Психологическая возбудимость у детей чаще всего выражается в легком возникновении аффективных вспышек, подобные дети не терпят никаких возражений, не могут сдерживать своих эмоций, требуют немедленного выполнения своих желаний. Встречается при этом и предрасположенность к разрушительным действиям, повышенной драчливости, немотивированным колебаниям настроения.
Тормозные психопатии отличаются робостью, ранимостью, застенчивостью, нередко двигательной неловкостью; дети весьма обидчивы.
Черты истероидной психопатии выражаются в значительном эгоцентризме, желании всегда быть в центре внимания окружающих, в стремлении любым путем достичь желаемого. Дети без труда ссорятся, склонны ко неправды (как правило с целью позвать к себе сочувствие и повышенное внимание).
Диагноз. Итоговый диагноз психопатии, чаще всего, может оказаться поставлен лишь по миновании пубертатного периода.
Психопатии требуется дифференцировать от так называемых психопатоподобных состояний, возникающих при шизофрении (прежде всего от психопатоподобных ее вариантов), и органических поражений головного мозга различного происхождения (повреждения, энцефалиты, сифилис мозга и т. д.). Дифференциальный диагноз обязан быть основан на тщательном выявлении клинических особенностей таких болезней, не ограничивающихся лишь патологическими чертами характера. Психопатию требуется отличать и от так называемых акцентуаций характера у подростков (А. Е. Личко) — крайних вариантов нормы, когда некоторые особенности характера могут обнаруживаться не везде и не во всех случаях, как у истинных психопатов, а чаще всего лишь в конкретных психотравмирующих условиях в пубертатном периоде.
Лечение. На первом месте обязаны стоять медико-педагогические мероприятия (изменение неблагоприятной обстановки, правильная организация занятий и т. д.). При повышенной возбудимости и колебаниях настроения показаны седуксен, триоксазин, элениум и т. д., временами медикаменты брома. Лечение проводится врачом-психиатром.
Предупреждение. Имеют большое значение охрана здоровья беременной, охрана здоровья ребенка и правильное его воспитание.