Для физического формирования недоношенных детей характерны более высокие темпы прироста многих и длины тела на первом году жизни (кроме I-го мес.). К 2-3 месяцам они удваивают первоначальную массу тела, к 3-5 — утраивают, к году — увеличивают в 4-7 раз. При этом крайне незрелые дети по абсолютным показателям роста и веса серьезно отстают («миниатюрные» дети), 1-3 «коридор» центильных таблиц. В последующие годы жизни глубоконедоношенные дети могут сохранять своеобразную гармоническую «задержку» физического формирования.
Темпы нервно-психического формирования недоношенных детей в I-е 1,5 года как правило замедленны, и степень этой задержки зависит от степени недоношенности — своеобразная «норма» для незрелых детей. При отсутствии поражения нервной системы даже крайне незрелые дети к 2-3 годам по уровню психомоторного формирования не отличаются от доношенных, впрочем у массы из них сохраняются эмоциональная лабильность, утомляемость и быстрая истощаемость нервных процессов. Полноценное рост недоношенных детей по большей части зависит от социально-экономических и медико-организационных факторов.
Диспансерное наблюдение за недоношенными детьми в условиях поликлиники предполагает дифференцированный контроль за их физическим и нервно-психическим развитием, показателями периферической крови, и систематические осмотры экспертами (невропатолог, ортопед, окулист, по показаниям — хирург, аллерголог и т. п.), индивидуальные оздоровительные и закаливающие процедуры в зависимости от наличия дисфункций формирования, подбор адекватнойпредупреждения рахита и недостатке гемоглобина, индивидуального прививочного календаря.
Недоношенных детей на первом году жизни как правило наблюдают по схеме, предусмотренной для детей 2-й и 3-й групп здоровья. В их реабилитации преимущественное значение имеют физические методы: разные комплексы массажа, гимнастики, упражнения в воде. В связи с высоким риском формирования ранней (гиорегенераторной) и поздней (железодефицитной) недостатке гемоглобина у недоношенных детей необходим ежемесячный тест показателей красной крови.
Больше всего недоношенных детей не получают в родильном доме вакцину БЦЖ. Вопрос о начале вакцинации решается строго индивидуально начиная с 2-месячного возраста. Чаще всего, из-за перинатальных поражений ЦНС и частого формирования недостатке гемоглобинанедоношенные дети получают вакцину БЦЖ (или БЦЖ-М) после 6 месяцев; последующие прививки в зависимости от состояния здоровья малышапроводят в комплексе (противополиомиелитная + АДС-М) или раздельно; коклюшный компонент (вакцина АКДС) у недоношенных используюткрайне нечасто из-за максимальной реактогенности.
Время начала прививок определяют с участием невропатолога. Принимая во внимание возможный риск связанных с аллергией реакций, оценивают полноценность иммунного ответа. Прививки детям с измененной реактивностью нередко проводят «под защитой» антигистаминных препаратов, препаратов кальция (при экссудативном диатезе) или на фоне витаминно-метаболической коррекции (бенотиамин, рибофлавин, пантотенат кальция и липоевая к-та) — детям со сниженными возможностями имунного ответа.
На всех стадиях наблюдения недоношенного малыша необходима активная совместная работа доктора и родителей. В I-е дни и нед. его жизни мать,чаще всего, нуждается в психотерапевтической коррекции, «снятии» послеродового стресса. Для этого в отделении второго этапа должентрудиться психолог или психотерапевт (групповые или индивидуальныесеансы психотерапевтической коррекции). Мать (порой и отец) обязанаконтактировать с ребенком, находящимся в стационаре («кенгуру», общение с ребенком, находящимся в инкубаторе, колыбельные песни), на заключительном этапе выхаживания мать обучается уходу, массажу, упражнениям в воде. Гинеколог детской поликлиники и патронажная медицинская сестра контролируют условия домашней жизни малыша, своевременность медицинских вмешательств (посещения специалистов,тесты, прививки), занятия по стимуляции психоэмоционального и речевогоформирования. Соответствующая щадящая домашняя обстановка и регулярные занятия с родителями, сенсорная стимуляция (игрушки, колыбельные песни), тренировка элементарных навыков являются обязательными условиями для полноценного формирования недоношенных детей.
Патологические процессы у недоношенных детей имеют особенности, обусловленные незрелостью их организма. Эти особенности изложены в соответствующих разделах, посвященных конкретным заболеваниям.