Масса головного мозга новорожденного составляет 1/8 массы тела, к году она достигает уже 1/11 , к пяти годам — 1\13. У взрослого человека масса мозга равна 1/40 массы его тела. Таким образом, на 1 кг массы новорожденного приходится 109 г вещества мозга, взрослого — 20—25 г.
Формирование и рост головного мозга не кончается к моменту рождения.
Огромные полушария головного мозга имеют возрастную особенность: извилины и большие борозды малой высоты и глубины. Мелких борозд мало, их количестворастет уже в I-е месяцы жизни. Размеры лобной доли сравнительно менее, чем у взрослого человека, а затылочной — наоборот, более. Мозжечок развит, как правило, слабо, полушария его малых размеров и толщины, борозды поверхностные. Боковые желудочки велики, растянуты.
Серое вещество плохо дифференцирование от беловатого, почтиотсутствует миелиновая оболочка. Более законченными в собственном развитии к моменту рождения ребенка являются ядра гипоталамуса, продолговатый и спинной мозга. Т.к. кора головного мозга, пирамидные пути, полосатое тело к рождению ребенка развиты недостаточно и в функциональном понятии незрелы, работа всех жизнеобеспечивающих органов у младенца регулируется подкорковыми центрами. Невзирая на относительную незрелость, нервная система весьма обеспечивает младенцабезусловными врожденными рефлексами, которые, с одной стороны, служат для обеспечения питания, контакта с окружающей средой, защиты, а синой — являются основой для образования в последующем более сложных форм работы.
Уже с первых суток жизни у ребенка функционируют все органы чувств.
Отличительной особенностью младенца является недифференцированный характер всех его реакций, склонных к генерализации. Раздражение какого-либо рецептора вызывает не локальную, а разлитую реакцию.
С возрастом масса головного мозга у ребенка растет: к 9 месяцев удваивается, к 3 годам утраивается, а после к 6-7 годам скорость нарастания массы мозга становится медленней.
Процесс дифференциации нервных клеток сводится к значительному росту аксонов, их миелинизации, росту и увеличению разветвленности дендритов, образованию непосредственных контактов м/у отростками нервных клеток (так называемых межнейронных синапсов). Развитие нервной системы случается тем быстрее, чем младше ребенок. В особенности энергично оно протекает на протяжении I-х 3 месяцев жизни. Дифференцировка нервных клеток кончается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению практически не отличается от коры взрослого человека. Миелинизация кончается к 5 годам.
У детей головной мозг кровоснабжается лучше, чем у взрослых, что объясняется богатством капиллярной сети. Массивное кровеобеспечениемозгаобеспечивает повышенную необходимость в кислороде с большой скоростью растущей нервной ткани. Отток крови от головного мозга у детей I-го года жизни замедлен, так как диплоические вены образуютсятолько после закрытия родничков. Этим объясняется предрасположенность детей I-го года жизни к нейротоксикозу при инфекционных заболеваниях из-за аккумулирования ядовитых веществ и продуктов нарушенного метаболизма. Этому же способствует повышенная проницаемость гематоэнцефалического барьера.
С момента рождения доношенный ребенок имеет ряд врожденных, или безусловных, рефлексов. К ним относятся сосание, мигание, глотание, кашель, чиханье, акты мочеиспускания, дефекации и другие. Они производят приспособление организма к окружающей среде и доокончания I-го года жизни подвергаются значительной эволюции.
Врожденные реакции в форме безусловных рефлексов весьмаобеспечивают существование ребенка только в I-е дни жизни. Впоследующем основными в жизнедеятельности ребенка являются купленныерефлексы, которые обеспечивают нужный уровень взаимодействия организма с внешней средой.
В итоге первого и в начале второго месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов. В итоге 3-го мес. жизни у него возможно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы, указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.
Развитие высшей нервной работы, т. е. приобретение условных рефлексов, на первом году жизни идет быстрыми темпами. Ребенок серьезнопроще, чем взрослый, образует условные связи с окружающей средой, и они у ребенка более устойчивы. Относительно с большой скоростью дети приобретают привычки, навыки поведения, которые в последующем остаются на всю жизнь.
Огромную роль в поведении ребенка играет речь. Создание речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.
Не стоит забывать, что развитие речи является к тому же продуктом и результатом общения ребенка со взрослым, результатом воспитательной активности.
Воспитание и развитие ребенка складываются из определенного распорядка жизни (режим), из привития ему необходимых навыков, создания условий, которые обеспечили бы правильное развитие его движений, речи, способствовали бы правильному физическому развитию, бодрому, жизнерадостному настроению.
Нормальная незрелость нервной системы, эволюционно-возрастные особенности растущего и развивающегося мозга являются причиной частыхтрудностей при медицинской оценке нарушений психомоторного развития детей грудного возраста. Для распознавания отклонений в психомоторном развитии необходимы тщательное неврологическое обследование и глубокий разбор неврологического статуса. В то же время раннее выявление нарушений и в особенности негрубых, «малых форм» болезнина первом году жизни важно для своевременного патогенетического лечения. В этом плане огромной интерес представляет методика количественной оценки уровня возрастного развития новорожденных и детей грудного возраста, предложенная Л. Т. Журбой и Е. М. Мастюковой.
Для облегчения ранней диагностики отклонений в развитии авторами разработаны скринирующие количественные оценочные таблицы, использование которых в работе с новорожденными и детьми грудного возраста (комнаты здорового ребенка детских поликлиник и др.) окажеткрупную помощь доктору-педиатру.
На II-м году жизни продолжается интенсивное физическое и психомоторное развитие ребенка. Условные рефлексы в этом возрасте начинают формироваться быстрее. Дети подвижны, в их поведении преобладают яркие положительные эмоции, они произносят немало звуков и слов, нередко улыбаются и громко смеются, проявляя повышенный интерес к окружающему. В первом полугодии второго г. жизни совершенствуется ходьба, улучшаются координация движений и понимание речи, серьезнорастет словарный запас. Во II-м полугодии игра приобретает сюжетный характер, дети стремятся к играм друг с другом, начинают исполнятьтребования взрослых, обучаются элементарным правилам поведения.
На протяжении 3-го года жизни моторные навыки детей претерпевают последующее совершенствование. Расширяется ориентировка в окружающем, усложняются речь, игровая работа.
В возрасте 4-7 лет дети приобретают относительную самостоятельность. Они получают впечатления не только лишь от непосредственного воздействия окружающего мира, но еще и от прослушивания или чтения книжек, рассказов взрослых. На занятиях дети усваивают сведения о природе и социальной жизни. Начинают конструировать, лепить, петь, рисовать, приобретают простейшие трудовые навыки. В тесной связи с этимпребывает создание моральных качеств, элементарных эстетических восприятий, норм общественного поведения. Развивается мышление,сперва конкретно-реалистическое, а в начале школьного возраста и абстрактное. Развитие более высоких ступеней мышления кончается к 13-15 годам.